Профилактика семейного неблагополучия

АЛГОРИТМ
СОПРОВОЖДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, ПРИЗНАННЫХ НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

1.    Информирование отдела образования, спорта и туризма о выявлении несовершеннолетнего находящегося в социально опасном положении /в течение суток/.
2.    Постановка несовершеннолетнего на учет (решением совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школах и УПК; решением педагогического совета в дошкольных учреждения). При рассмотрении вопроса о постановке на учет предоставляется на согласование проект индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении.
3.    Оформление личного дела несовершеннолетнего. Внесение изменений и дополнений в проект индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. 
4.    Информирование ГУО «Новогрудский районный СПЦ» о постановке на учет несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении /в течение 3 дней, но не позднее пятницы/. Предоставляются документы: справка-информация, постановочный акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, 2 карды персонифицированного учета, копия свидетельства о рождении ребенка.
5.    Согласование индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении: в ГУО «Новогрудский районный СПЦ» (оказание методической помощи), корректировка плана с учетом рекомендаций, проверка руководителем учреждения; проверка плана директором СПЦ; проверка плана в управлении образования; согласование плана с ответственными лицами; согласование плана с заместителем председателя Новогрудского райисполкома; утверждение плана руководителем учреждения.
6.    Проведение социального расследования (если не проводилось до постановки несовершеннолетнего в СОП) /в течение месяца, на основании приказа руководителя/. Сбор характеризующих материалов на семью из других организаций и ведомств: справок, характеристик, информаций.
7.    Заслушивание итогов социального расследования по семье на заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школах и УПК, на  педагогическом совете в дошкольных учреждениях.
8.    Непосредственная работа с семьей на основании индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении.
9.    Подведение промежуточных итогов работы с семьей заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школах и УПК, на  педагогическом совете в дошкольных учреждениях /1 раз в два месяца/ (до проведения заседаний запрашивается информация о работе с семьей и ее итогах у иных заинтересованных лиц).
10.    Подведение итогов работы с семьей /после истечения срока реализации плана/. Принятие решения либо о продолжении работы с данной семьей, либо о снятии ее с учета.
11.    В случае продолжения работы с семьей на заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних или  педагогическом совете рассматривается проект индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении, с внесением изменений и дополнений.
12.    Согласование плана по вышеуказанному алгоритму. В СПЦ одновременно с планом предоставляется полный анализ работы с семьей, с указанием достигнутых результатов, описанием ситуации в настоящее время. В управление образования предоставляется анализ работы с семьей и  личное дело несовершеннолетнего.




Снятие с учета несовершеннолетнего, признанного находящимся в социально опасном положении:
·      изменение места обучения ребенка; 
·      изменение места жительства семьи; 
·      достижение ребенком совершеннолетия; 
·      предоставление ребенку статуса детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей; 
·      устранение причин социально опасного положения несовершеннолетнего; 
·      признание несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите.

Снятие в связи с изменением места обучения несовершеннолетнего или места жительства семьи:

1.      информирование учреждений образования, в которое выбыл ребенок о нахождении его в социально опасном положении (устно и письменно);
2.      предоставление в учреждение необходимых документов: карта персонифицированного учета, постановочный  и последний акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, копия индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, анализ работы с семьей, иная необходимая информация;
3.      согласование сроков снятия ребенка с учета и постановки на учет в новом учреждении. 

Снятие в связи с устранением причин СОП:

1.      согласование вопроса о снятии с учета несовершеннолетнего с иными заинтересованными ведомствами (запрашиваются письменные информации с соответствующим выводом);
2.      предоставление анализа работы с семьей и личного дела несовершеннолетнего в управление образования;
3.      проведение межведомственного обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего с участием специалиста управления образования;
4.      рассмотрение вопроса о снятии с учета несовершеннолетнего в связи с  устранением причин   социально опасного положения на заседании совета по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школах и УПК, на  педагогическом совете в дошкольных учреждениях;
5.      определение сроков и периодичности контроля за положением в семье.  

Снятие с учета в связи с достижение ребенком совершеннолетия, предоставления статуса детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, признания несовершеннолетнего нуждающимся в государственной защите, осуществляется незамедлительно (в тот же день).

Справка-информация о снятии ребенка с учета несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, предоставляется в ГУО «Новогрудский районный СПЦ» в течение трех дней, но не позднее пятницы. Одновременно предоставляются подтверждающие документы:
- в случае изменения места учебы и места жительства предоставляется справка о зачислении ребенка в новое учебное заведение;

- в случае снятия с учета в связи с устранением причин социально опасного положения несовершеннолетнего  - копия акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего по результатам межведомственного посещения семьи с выводом о целесообразности снятия ребенка с учета.






 КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ 
социально опасного положения несовершеннолетнего
(с изменениями и дополнениями согласно постановлению № 1554 от 29.10.2009г.)
Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего
Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего
1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка
Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей:
своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребенка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью)
Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнания ребенка из дома
Родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестер

2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами
Принуждение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм
Вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение
Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку
Запрещение ребенку посещать общеобразовательное учреждение Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия

3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер)
Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ
Аморальный образ жизни родителей несовершеннолетнего (злоупотребление алкогольными напитками, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учете в органах внутренних дел и др.)

Родители привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, 17.3(ч.2), 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях
4. Жестокое обращение с несовершеннолетним в семье
Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка
Сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего
Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму)

5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия
Рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях)
Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего
Несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учете в инспекции по делам несовершеннолетних
Несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты

6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации
Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера
Социальная изоляция несовершеннолетнего
Негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов
Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых
Отрицательное влияние сверстников, взрослых
Несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.
Несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания






/При подготовке данного материала использована информация из письма МО РБ от 22.12.2008 г. № 12-02-05/1645 «Методические рекомендации по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите», а также из «Методических рекомендаций по социальному расследованию» Представительства Христианского детского фонда в РБ/


Социальное расследование

Термин «социальное расследование» понимается как процесс, в ходе которого специалистами осуществляется сбор, анализ информации, оценка положения ребенка в семье и определение путей решения выявленных проблем.

Основными задачами социального расследования является:
- сбор максимально полной и достоверной информации о том, имел ли место факт жестокого обращения или неудовлетворения основных жизненных потребностей ребёнка и, если имел место, то выявить причины и виновных;
- обеспечение мер по защите ребенка;
- оценка ресурсов и потребностей семьи и ребенка;
- определение программы по реабилитации ребенка и его семьи.

Деятельность, проводимая в рамках социального расследования, включает:
- собеседования с ребенком, родителями, братьями, сестрами и другими лицами, которые могут владеть информацией о ситуации, в которой находится ребенок;
- получение информации от других заинтересованных служб, ведомств, организаций по вопросам положения детей и их родителей;
- комиссионные посещения ребенка на дому;
- включение семьи и заинтересованных в постоянную работу по разрешению проблем;
- подготовка и реализация плана помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении, либо плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, нуждающегося в государственной защите, предусматривающих предоставление комплексных услуг по реабилитации семьи и ребенка.

Вовлечение членов семьи в работу по социальному расследованию:
- гарантирует участие родителей в совместной работе – их ожидания были услышаны, поняты и приняты во внимание;
- делает участие членов семей в реализации согласованного плана реабилитации более осмысленным и целенаправленным – они тоже его составляли;
- стимулирует членов семьи к тому, чтобы самостоятельно попытаться изменить модели поведения и условия, содействовавшие возникновению риска для ребёнка;
- обеспечивает согласованность усилий, направленных на достижение единых целей;
- способствует созданию доверительной атмосферы;
- помогает преодолеть  сопротивление родителей.

Одной из обязанностей специалистов является создание необходимого соотношения между правом ребёнка на государственную заботу и защиту, а также правом родителей на попечение и ответственность за собственного ребенка. Вмешательства в дела семьи всегда должны быть обусловлены только необходимостью обеспечения  безопасности  детей.
Социальное расследование проводится, прежде всего, специалистами СППС учреждений образования, в том числе социально–педагогических. К расследованию могут быть привлечены специалисты управлений (отделов) образования, других заинтересованных служб в пределах их функций и задач, которые обозначены в их уставах, положениях, должностных инструкциях. Например, участковые педиатры могут изучить вопрос о подозрении на жестокое обращение с ребенком, изучить информацию о состоянии здоровья ребёнка и сделать заключение о том, как родители удовлетворяют медицинские нужды и жизненные потребности ребенка. Психологи могут дать рекомендации по стратегиям опроса детей в соответствии с уровнем их развития, провести оценку состояния детей, дать рекомендации по их реабилитации.
Порядок взаимодействия органов, организаций, получивших или располагающих информацией о неблагополучии ребенка, регулируется положениями Декрета № 18 и Инструкцией.
Первичное рассмотрение поступившей информации может провести педагог социальный учреждения образования, в котором обучается (воспитывается) ребенок, по результатам которого возможно принятие решения о начале социального расследования.
Случаи нарушения прав и законных интересов детей требуют взаимодействия заинтересованных ведомств.
Расследование и мероприятия по защите детей должны согласовываться, чтобы обеспечить необходимую помощь ребенку и семье и правильно использовать ресурсы каждой службы, организации.

Первичное расследование (оценка безопасности)

При первом посещении семьи специалистам необходимо установить наличие либо отсутствие факторов, угрожающих здоровью и жизни детей, причинения детям серьезного вреда (речь в данном случае идет о нескольких следующих часах или днях) с целью проведения необходимых защитных мероприятий по обеспечению безопасности детей.
Оценка безопасности ребенка в семье требует быстрого и точного выявления факторов, причин, ведущих к возникновению ситуаций, в которых дети подвержены серьезной опасности.

В этой связи специалистов, проводящих расследование, должно интересовать, прежде всего:
- серьезные случаи жестокого обращения с ребенком, которые имели место ранее;
- ситуации, в которых действие или бездействие родителей можно охарактеризовать как насилие над детьми или неудовлетворение их основных жизненных потребностей;
- неспособность родителей и родственников ребенка защитить его от серьезного вреда;
- крайне опасные условия жизни и другие обстоятельства, подвергающие ребенка риску, причинения ему серьезного вреда.

Выявление любого из этих обстоятельств достаточно для того, чтобы оценить ситуацию как потенциально опасную, а вероятность причинения ребенку серьезного вреда в ближайшем будущем как высокую.
При проведении оценки безопасности важно обеспечить получение информации от ребенка, его братьев и сестер, родителей, других взрослых и детей.
При невозможности личной встречи при первом посещении семьи со всеми членами семьи, специалисты должны предпринять попытку встречи с отсутствующими в течение нескольких последующих дней.

Меры, направленные на обеспечение безопасности ребенка

Меры, направленные на защиту детей, зависят от степени серьезности выявленных проблем.
Учитывая, что задача специалистов заключается в том, чтобы защитить ребенка в его собственной семье, необходимо сделать все от нас зависящее для того, чтобы выполнить эту задачу, прежде чем рассматривать вопрос изъятия его из семьи.

По завершении первичного расследования может быть принято одно из решений:
- признать необходимость экстренного изъятия ребенка из семьи;
- оказать содействие (удаление из дома лица, виновного в жестоком обращении в отношении ребенка; привлечение альтернативного воспитателя (родственники, живущие рядом) для организации ухода за ребенком по месту его проживания, оказание материальной помощи и др.), консультативную помощь детям, родителям по разрешению проблемных вопросов;
- признать ребенка находящимся в социально опасном положении, продолжить контроль за положением ребенка в семье, работу с семьей в рамках плана помощи несовершеннолетнему;
- признать информацию о неблагополучии ребенка неподтвержденной.

Всесторонний анализ положения ребенка и семьи

Всесторонний анализ положения ребенка и семьи является базой для принятия решения о том, какого вида помощь по реабилитации семьи необходимо обеспечить. Этот анализ проводится на этапе работы с ребенком и семьей, находящейся в социально опасном положении. Он позволяет вносить коррективы в план помощи несовершеннолетнему, признанному находящимся в социально опасном положении, а также, в случае необходимости признания ребенка нуждающимся в государственной защите, позволит с учетом особенностей ситуации, в которой находится ребенок и его семья, составить межведомственный план защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, который может быть действительно реализован с участием различных органов и организаций.

Данный анализ включает:
- сбор и анализ информации о семейной динамике и средовых факторах, повышающих вероятность жестокого обращения и неудовлетворения основных жизненных потребностей детей;
- сбор и анализ информации о сильных сторонах семьи и имеющихся ресурсах, позволяющих улучшить уровень функциональности семьи;
- формулирование конкретных целей и задач работы специалистов в данной семье;
- выявление услуг, наилучшим образом отвечающих потребностям ребёнка и его семьи;
- анализ эффективности выполнения плана помощи несовершеннолетнему, находящемуся в социально опасном положении.

Всесторонний анализ положения семьи включает также анализ её окружения и отношений между её членами, изменений положения семьи в процессе социальной работы и должен завершаться документированием полученных результатов.
Неудовлетворение основных жизненных потребностей детей обычно являются симптомами личных, семейных, средовых или общественных проблем. Одни и те же «симптомы» могут потребовать различных способов разрешения. Если мы не поймем, как взаимодействуют факторы, способствующие возникновению социально опасного положения для семьи и ребенка, вся наша работа по составлению планов обеспечения безопасности и проведения вмешательств может не принести желаемого результата.  Соответственно, точная всесторонняя оценка положения дел в семье является краеугольным камнем этой работы.
Всесторонняя оценка положения ребенка и семьи выявляет реальные причины жестокого обращения с детьми и неудовлетворения  их основных жизненных потребностей и позволяет тем самым найти  оптимальное решение проблем, которое  логично  вытекает из результатов всесторонней оценки. Кроме того, такое решение позволит индивидуально подойти к удовлетворению потребностей семьи или устранению стоящих перед нею проблем на основе сильных сторон семьи, что существенно повысит шансы на успех выведения семьи и ребенка из социально опасного положения.
Оценка положения семьи должна проводиться совместными усилиями специалистов и членов семьи. Этот командный подход к оценке позволяет членам семьи лучше осмыслить сложившееся положение, а специалисту – понять ценности, ощущения, потребности, сильные стороны, проблемы и личные цели, причем так, как они воспринимаются членами семьи. Члены семьи могут многое рассказать о своей жизни, но они часто даже не подозревают, что «лежащие на поверхности» проблемы, возникают, помимо прочего, под воздействием межличностных, социальных и средовых факторов, а также под влиянием их собственных ощущений, потребностей и чувств. Поэтому, если специалисты помогут семье правильно сформулировать проблемы, это повысит вероятность нахождения правильного решения. Точно также под грузом стрессов и проблем многие семьи просто не задумываются о том, что у них есть еще и сильные стороны. Узнав о существовании этих ценных личностных и межличностных ресурсов, члены семьи могут активно использовать их. Если оценка проводится совместными усилиями, семья получает достаточно информации для того, чтобы найти решение стоящей перед ней проблемы и реализовать его, используя свои навыки и сильные стороны.

При принятия решений, проведении социального расследования важно учитывать факторы, которые повышают или понижают риск жестокого обращения с детьми и неудовлетворения их основных жизненных потребностей:
- уязвимость ребенка, связанная с его уровнем развития и особенностями поведения детей (возраст, темперамент, состояние здоровья, уровень физического, умственного, социального развития);
- особенности родителей (готовность родителей признать случай жестокого обращения с ребенком либо неудовлетворения его основных жизненных потребностей и принять меры к защите ребенка; заболевания, влияющие на поведение родителей (алкоголизм, наркозависимость, умственная отсталость, психические заболевания), родительские навыки);
- наличие и количество случаев обращений/ подозрений на наличие жестокого обращения с детьми в семье либо неудовлетворения их основных жизненных потребностей в прошлом;
- характер функционирования семьи (распределение ролей/обязанностей, наличие материальных и финансовых ресурсов и их использование, способы решения членами семьи конфликтных и кризисных ситуаций).

Чем младше ребенок, тем больше он уязвим по отношению к жестокому обращению или неудовлетворению его основных жизненных потребностей. Дети грудного и младшего возраста не могут защитить себя, убежав, уклонившись от удара, позвав на помощь или рассказав кому-нибудь о жестоком обращении. Они полностью зависят от взрослых в плане удовлетворения их основных потребностей, больше подвержены инфекционным и другим заболеваниям. В этот период быстрого роста и развития дети нуждаются в правильном питании, поддержке, заботе, защите и стимулировании со стороны взрослых. Если эти нужды не удовлетворяются, то это может приостановить и поставить под угрозу процесс роста и развития ребенка.
Дети более старшего возраста часто находят возможность выйти из ситуации, в которой им грозит жестокое обращение или неудовлетворение потребностей, они могут попросить о помощи, защитить себя или самостоятельно удовлетворить, по крайней мере, некоторые из своих потребностей.
Необходимо принимать во внимание не только возраст ребенка, но и уровень развития у него навыков самообслуживания. Ребенок школьного возраста, который страдает от серьезного заболевания или имеет слабо развитые навыки самообслуживания, может быть столь сильно уязвим перед жестоким обращением, как и ребенок младшего возраста.
Родители по-разному реагируют на обвинения в жестоком обращении с детьми или неудовлетворении их основных жизненных потребностей. Одни признают существование проблемы, готовы при содействии специалистов обсудить условия, которые привели к ее возникновению, и признать, что именно они отвечают за защиту своего ребенка. Другие отрицают существование проблемы, и рассчитывать на то, что они защитят ребенка, нельзя.
Степень готовности родителя исправить ситуацию в интересах ребенка и устранить условия и причины, приведшие к жестокому обращению с ним и неудовлетворению основных жизненных потребностей, являются важным фактором оценки положения и организации помощи.
Ребенок подвержен меньшему риску, если у родителей отмечаются следующие конструктивные схемы поведения: вербальные и эмоциональные реакции родителя указывают на то, что он переживает из-за полученной ребенком травмы и чувствует свою вину и ответственность за воспитание ребенка, высказывает желание не причинять ему вреда; родитель проявляет готовность сотрудничать со специалистами и принять от них помощь, второй родитель, не виновный в жестоком обращении с ребенком, инициирует и эффективно осуществляет действия, направленные на защиту ребенка.

Среди конструктивных моделей поведения родителей, которые можно квалифицировать как сильные стороны, можно отметить следующие:
- родители признают, что их заболевание (поведение) оказывает негативное воздействие на качество ухода за ребенком;
- родители обращаются за медицинской помощью и выполняют указания врача;
- родители принимают от других людей помощь в выполнении своих родительских обязанностей, которые они не в состоянии выполнять самостоятельно; а также  другой родитель или член семьи готов взять на себя основную ответственность за выполнение большей части непосредственных родительских обязанностей.

Стрессовые и кризисные ситуации в семье

Стрессовые и кризисные ситуации в семье значительно повышают уровень риска, которому подвержен ребенок. К важнейшим стресс-факторам относятся значительные жизненные перемены, такие как развод, смерть, разрыв отношений между супругами, изменение состава семьи, потеря работы, тюремное заключение, болезнь или инвалидность. Несколько незначительных и не связанных между собой стресс-факторов могут иметь кумулятивный эффект, в результате чего внешне небольшое событие может ввергнуть семью в кризис.
Для семей, переживающих стресс, одним из важнейших факторов безопасности является наличие возможности обратиться за сторонней помощью. Чем скорее удастся устранить стрессовую ситуацию или взять ее под контроль, тем ниже вероятность того, что она разовьется в полномасштабный кризис. Напротив, отсутствие возможности получить конкретную помощь и ресурсы от конкретных других людей, изоляция семьи и ее неспособность или неготовность воспользоваться имеющимися в ее распоряжении ресурсами повышают риск возникновения неблагополучия.
Конструктивные адаптивные навыки семей, живущих в условиях сильного стресса, являются важными положительными качествами. Такие семьи обращаются за сторонней помощью, эффективно используют все имеющиеся в их распоряжении ресурсы, какими бы ограниченными они ни были, по мере возможности избегают стрессовых ситуаций, используют различные методы разрешения проблемных ситуаций и проявляют готовность применить новые решения сложных проблем. Специалисты могут оказывать семьям помощь в расширении их возможностей в плане адаптации к сложным жизненным условиям и разрешения проблемных ситуаций.



Комментариев нет:

Отправить комментарий