Рекомендации педагогам

УПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ И ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

 В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того, как сложится в этот период жизнь человека, в значительной степени зависит его дальнейшая судьба. Организм несовершеннолетнего обладает повышенной чувствительностью к негативному действию наркотических веществ.

НАРКОМАНИЯ (от греческого narko – оцепенение, усыпление, онемение, и mania – страсть, влечение) это болезнь, характеризующаяся тотальным  всеобщим поражением личности, сопровождающаяся расстройством психики, приводящей к физическому и моральному распаду.   Это  тяжелый и трудноизлечимый недуг, развивающийся в процессе употребления наркотических препаратов, основным признаком которого является пристрастие к какому-либо химическому веществу, вызывающему  приятное психологическое состояние – эйфорию, изменение восприятия реальности.
С наркоманией чрезвычайно сложно бороться, так как наркотическое вещество становится частью биохимических процессов организма, особенно головного мозга.  Ее особенность в том, что  физическое и душевное состояние человека, его самочувствие оказываются в постоянной зависимости от приема наркотика, его наличие или отсутствие в организме. Больной вынужден принимать наркотик, иначе у него возникают тяжелое состояние с мучительными болями, судорогами.

К наркотическим веществам относятся:
ü Морфин, кодеин, героин, метадон, промедол;
ü Психостимулирующие вещества (кокаин и его производные);
ü Галлюциногены, или психодислептики (гашиш, анаша, марихуана, ЛСД и др.)




Психостимуляторы  известны больше по жаргонному названию «экстази».

ТОКСИКОМАНИЯ – это тоже состояние болезненного пристрастия, возникающее при употреблении токсических веществ, способных вызвать эйфорию, но не отнесенных юридически к наркотикам.
Многие токсические вещества не менее опасны для человека, чем наркотики. Даже единственная попытка может привести к смерти.

 К ним относятся:
ü Разнообразные растворители, лаки, клеи, содержащие ароматические углеводороды;
ü Медицинские препараты с седативным или снотворным действием;
ü Медицинские препараты с галлюциногенным эффектом.


СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАЗВИТИЕ (ЗАВИСИМОСТИ) ЗАБОЛЕВАНИЯ

ПЕРВАЯ ПРОБА.  
Она возможна во дворе или даже в учебном заведении из любопытства, стремление стать “как все”.
ГРУППОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Она формируется по механизму условного рефлекса: прием вещества в  обычных для этого условиях или в определенной компании.


ПСИХИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
 Это маниакальная, не поддающаяся контролю тяга к их употреблению. При психической зависимости появляется потребность:
*      принимать психоактивные вещества, чтобы вновь и вновь испытывать приятные ощущения;
*      патологическое (неодолимое) влечение к наркотику.
ФИЗИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ
Происходит включение химических соединений, входящих в состав наркотика, в обмен веществ организма. Наркотик становится необходимым веществом для подержания жизнедеятельности организма, без него у больного возникает синдром абстиненции (похмельный синдром у алкоголиков,  “ломка” у наркомана) маниакальная, не поддающаяся контролю тяга к употреблению.  В случае резкого прекращения приема препарата могут наступить расстройства, причиняющие выраженные страдания, появляется тоска, тревога, злобность, агрессивность против окружающих и даже попытки самоубийства.

Повышение чувствительности к наркотику. Это состояние организма, когда отмечается все менее выраженная  реакция организма на определенную дозу препарата. Происходит привыкание к наркотику, и в результате необходимая доза возрастает в 10-100 раз по сравнению с первоначально вводимой.

Развитие заболевания. 
Наркомания и токсикомания – тяжелые по течению и своим последствиям заболевания. Длительность отдельных стадий развития болезни различна и зависит от возраста, вида наркотика, темпа нарастания дозировок, общего состояния организма.

Конопля совершенно не заслуженно считается “легким” наркотиком. Уже через месяц активного курения “косяков” энергичный человек превращается в апатичную,  вялую плохо соображающую личность с постоянными приступами страха и манией преследования.  Это приводит к повреждениям легких, сердца, аритмии.

Героин  является главной причиной смертности среди наркоманов.  Почти все кто употребляет данный наркотик заражены гепатитом  В  и С, очень много больных СПИДом и сифилисом. Подсадка на эту “дурь”  часто происходит от одной - двух доз. Продолжительность жизни наркомана не превышает 10 лет, но обычно конец наступает на 2-3 год. Излечиться от героиновой зависимости удается только двум наркоманом из ста обратившимся к врачу.

ЛСД – галлюциноген.  Достаточно принять один раз, чтобы необратимо повредить себе мозг и навсегда оставить в психике след, неотличимый от следов шизофрении.  Он вызывает искусственный психоз и убивает мозг.



Рекомендации педагогам и родителям по профилактике аддиктивного поведения

     Аддиктивное поведение (от англ. addiction – пагубная привычка, порочная склонность) – одна из форм отклоняющегося, девиантного, поведения с формированием стремления к уходу от реальности. Такой уход происходит (осуществляется) путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых психоактивных веществ. Приобретение и употребление этих веществ  приводит к постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности.
     Наличие аддиктивного поведения указывает на нарушенную адаптацию к изменившимся условиям микро- и макросреды. Ребенок своим поведением «кричит» о необходимости оказания ему экстренной помощи, и меры в этих случаях требуются профилактические, психолого-педагогические, воспитательные в большей степени, чем медицинские.
     Аддиктивное поведение является переходной стадией и характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами в сочетании с другими нарушениями поведения, порой криминального характера.
     Традиционно в аддиктивное поведение включают: алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, то есть химическая аддикция.
     Алкоголизм – хроническая психическая болезнь, развивающаяся вследствие длительного злоупотребления напитками. Такая болезнь сама по себе – расстройство не психическое, но при ней могут возникнуть психозы. Алкогольное опьянение может стать провокатором эндогенных психозов. На последней стадии этой болезни развивается деменция (слабоумие).
     Наркомания – болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настойчивой потребностью в повторном многократном употреблении психоактивных средств, принимающей форму непреодолимого влечения.
     Токсикомания – заболевание, проявляющееся психической, а иногда физической зависимостью от вещества, не включенного в официальный список наркотиков.
     Алкоголизм, наркомания и токсикомания вызывают зависимость.
     Зависимость по определению ВОЗ есть «состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественного или синтетического вещества».
     Зависимость разделяется на психическую и физическую.

     Психическая зависимость характеризуется овладевающим желанием или непреодолимым влечением к употреблению психоактивного вещества, тенденцией к увеличению его дозы для достижения желаемого эффекта, непринятие вещества вызывает психический дискомфорт и тревогу.
     Физическая зависимость – состояние, когда употребляемое вещество становится постоянно необходимым для поддержания нормального функционирования организма и включается в схему его жизнеобеспечения. Лишение этого вещества порождает синдром отнятия (абстинентный синдром), заявляющий о себе соматическими, неврологическими расстройствами.
     Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних: безнадзорность, правонарушения, употребление  психоактивных веществ, имеют в своей основе один источник – социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Согласно принятому определению, социальная дезадаптация означает нарушение взаимодействия индивиуума со средой, характеризующееся невозможностью осуществления им в конкретных микро-социальных условиях своей  позитивной социальной роли соответствующей его возможностям.
     Основным мотивом поведения подростков, склонных к аддиктивным формам поведения, является бегство от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во  всех видах деятельности и многое другое. От всего этого хочется убежать, заглушить и изменить свое психическое состояние, пусть временно, но в «лучшую» сторону.
     Личная жизнь, учебная деятельность и окружающая их среда рассматривается ими чаще всего как «серые», «скучные», «монотонные», «апатичные». Этим детям не удается найти в реальной действительности какие-либо сферы деятельности, способные привлечь их внимание, увлечь, образовать, вызывать эмоциональную реакцию. И только после употребления различных психоактивных веществ они достигают чувства приподнятости без реального улучшения ситуации.
     Рассмотрим один из видов аддиктивного поведения – это табакокурение.
Если вы узнали, что ваш ребенок, сын или дочь курит. Что делать? Для вас это неожиданность. Первая мысль, которая приходит в голову – строго наказать, запретить раз и навсегда, чтобы это никогда не повторялось. Однако не будем спешить.
1. Является ли наказание средством борьбы с курением?  Многие родители думают, чем строже наказание за курение, тем лучше оно подействует. Однако, это далеко не так, наказание ожесточает ребенка, разрушает доверительные отношения с родителями, вызывает обиду, но отнюдь не всегда приводит к отказу от курения. Это знают все сторонники «жестоких» методов: за одним наказанием последует другое, еще более суровое. Но подросток продолжает курить. Наказание не устраняет причин раннего курения! Оно только наносит ущерб доверию ребенка к родителям.
2. Следует ли пугать последствиями курения?  Обнаружив, что ребенок курит, родители, как правило, стремятся срочно проинформировать его о вреде курения. При этом, желая немедленно достичь нужного эффекта, наряду с полезной, важной для подростка информацией дают бесполезную. Например, говорят о пагубных последствиях курения в далеком будущем: через 50 лет у тебя будет рак, больное сердце, плохой цвет лица…      
     Такая отсроченная на десятки лет «расплата», не производит на подростка ожидаемого впечатления. Далекое будущее представляется ему маловероятным. Кроме того, многие подростки не понимают, что бросить курить трудно. Они считают, что смогут отказаться от сигарет, когда захотят. Эту иллюзию нужно разрушить.
     Нередко родители прибегают к недостоверной, но запугивающей информации, например: «Если ты будешь курить, у тебя выпадут волосы и зубы», «Ты станешь умственно неполноценным» и т. д. Такая информация, конечно, пугает подростка, если он мнителен, может привести к нарушению психики – вызвать постоянный страх за свое здоровье. Вместе с тем, со временем подросток удостовериться в ложности этих сведений (ведь телепередачи и научно-популярные журналы доступны всем) и потеряет доверие к родителям не только в связи с проблемой курения.


Не надо запугивать подростка, информация о вреде курения должна быть достоверной и актуальной.
3. Почему подростки нарушают запрет на курение?
     Подросткам запрещено курить. Это правомерное требование должно соблюдаться во благо самих детей. Однако это справедливый запрет нарушается подросткам при нарушении ряда условий:
- Когда запрет носит внешний, формальный характер: нельзя курить дома или в школе, а на улице, во дворе – можно, там никто не сделает замечание, хотя сейчас по закону, в общественных местах курение запрещено;
- Когда запрет не мотивирован. Часто взрослые не берут на себя труд обосновать свои требования. Как, например, в таком диалоге: «Курить нельзя» - «Почему?» - «Потому, что нельзя…».
     Такое «обоснование», может быть, удовлетворит младшего школьника, но не подростка, склонного анализировать высказывания взрослых.
- Когда запрет  носит «несправедливый» характер. Нередко и родители, и учителя взывают к «взрослости» подростка, требуют от него самостоятельности в поступках и принятии решения. И в то же время курят при нем, тем самым наглядно демонстрируя ту «пропасть», которая отделяет «настоящих» взрослых от «ненастоящих».
     Открытое курение взрослых подростки воспринимают как возрастную привилегию, курение делается в их глазах материальным атрибутом взрослости.
Курение родителей и учителей в присутствии подростков недопустимо! Запрещение курения для подростков должно быть обосновано и мотивировано.
4. Какое влияние оказывают курящие родители на начало курения детей?
     На вопрос: «Будет ли курить ваш ребенок?» - большинство опрошенных курящих родителей ответили отрицательно. К сожалению, статистика говорит о другом: 80% курильщиков выросли в семьях, где родители курили, следовательно, родители не осознают своего «вклада» в приобщение детей к курению и другим вредным привычкам.
     С самого раннего возраста ребенок видит в доме красивые коробки сигарет, зажигалки, пепельницы, нередко играет с ними. Он видит своих родителей  и их гостей курящими и исподволь привыкает к табачному дыму. Ребенок стремится подражать родителям, перенимает их реальное бытовое отношение к  курению, которое не составляет словами о вредности этой привычки.
     Взрослые не уронят своего авторитета, если откровенно признаются детям в своей слабости: в силах избавиться от этой пагубной привычки. Это создает у детей правильное отношение к курению и повысит доверие к родителям.
5. Что делать, если подросток все-таки начал курить?
- Прежде всего, задуматься о конкретных причинах появления этой вредной привычки, а не пытаться сию же минуту пресечь ее строгим наказанием.
- Ознакомиться с доступной литературой, другими материалами и источниками, содержащими обоснованную информацию о вредном влиянии курения на здоровье, особенно на организм подростка и донести эту информацию до его сознания. Вместе с тем не давать подростку ложной устрашающей информации.
- Создать и беречь обстановку доверительности в отношениях с сыном или дочерью. Узнав о появлении вредной привычки, не унижать и не наказывать подростка, не делать вид, что вы его больше не любите. Выбрать подходящий момент  и в спокойной доверительной беседе попытаться обсудить с ним возникшую проблему.
- Запрет курения должен быть не только аргументирован научно, но и мотивирован житейски. При этом помните, что эмоциональный взрыв может привести к тому, что подросток замкнется и помочь ему станет значительно труднее.
- Курение в подростковом возрасте нередко свидетельствует о неблагополучии в семье. В частности, это может означать, что ваш ребенок не удовлетворен своей ролью в семье, и ему нужно помочь почувствовать себя более взрослым.
- Обратить пристальное внимание на отношения подростка со сверстниками, стараться оберегать его от влияния курящих друзей.
- Помнить, что поскольку причины курения вызревают постепенно, то преодолеть эту привычку удается не сразу. Поэтому родителям нужно запастись терпением, а не пытаться решить проблему решительным нажимом.
- Если вы сами курите, то задумайтесь, не явились ли вы примером для своего ребенка?
6. Что отвечать на вопрос «Почему же взрослые курят, если это так вредно?».
     Когда говоришь подростку, что курить вредно, часто слышишь в ответ, что это неправда, т.к. курят многие взрослые, в частности, учителя и врачи, и что нередко курящие доживают до преклонных лет. Почему же курят взрослые и сказывается ли курение на продолжительности жизни? К сожалению, среди взрослого населения нашей страны курят около 50% мужчин и 10% женщин. Большинство из них начали курить с детства. Почти 80% взрослых курильщиков хотели бы бросить курить и делали такие попытки, но безуспешно. Из регулярно курящих немногим более чем 20% удается бросить курить, поскольку у курящего слишком большая зависимость от сигареты и он становится ее рабом.
     Такая зависимость от табака наиболее выражена у начавших курить с детства. Весьма характерно, что к концу учебы в институте более половины курящих студентов хотели бы бросить курить из-за ухудшения здоровья – и это в период расцвета, когда человек имеет все возможности быть здоровым, когда у него впереди самые интересные, самые плодотворные годы.
     То, что курение не сказывается на продолжительности жизни, - иллюзия, миф. Просто срабатывает психологическая закономерность:  человек запоминает только  хорошее, например: долгую жизнь близкого человека, который курил. В действительности курящие доживают до старости редко, но такие случаи бросаются в глаза и действуют успокаивающе на курящих.
     Если у подростка курят родители или хорошие знакомые, то целесообразно обсудить с ними проблему курения. Ответ, как правило, однозначен – это вредная привычка, от которой не удается избавиться. Конечно, среди курящих встречаются и «самоубийцы», не верящие во вред табака и надеющиеся, что их не коснется драма последствий курения – развитие хронических заболеваний и преждевременная смерть. Такие люди похожи на тех, кто переходит улицу в неположенном месте или на красный свет. Иногда это удается…
     Иногда люди начинают курить,  будучи взрослыми. Причины этого разные, но часто это влияние окружающих. Так, что курящее приносят тройной вред – себе, окружающим (пассивное курение) и тем, кого вовлекают в курение.
     Для профилактики курения необходимо проводить уроки профилактики курени, а также общешкольные профилактические мероприятия. Например, провести конкурс рисунка, отражающий вред курению (Курение и дети, вред курения, антиреклама курения и т.д.), антитабачная викторина, «Суд над сигаретой».


Детская агрессия
Что такое агрессия?
Агрессия – это физическое или вербальное  (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.
                                        Как агрессивность проявляется у детей?
-          Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.
-          Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.
-          Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его “ исследовательского инстинкта’’, с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».
-          Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.
-          В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.
-          У подростков – мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек – негативизм и вербальная агрессия ( сплетни, критика, угрозы, ругань ).

Всегда ли это плохо?
Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни.
 Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений.
Причины детской агрессивности.
Агрессия может возникать в следующих случаях:
-          как реакция на фрустрацию. Это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия.
-          как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих нужд.
-          Как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, литературных, кино- и телегероев).
            Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).
                            




Когда нужна помощь специалиста?
Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:
 Первый - когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.
 Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок – предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.

Предупреждение агрессивности

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.
-          Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.
-          Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в «мирных» целях: спорт, научные кружки, «мастерилки» и т.п..
-          Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.
-          Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.
-          Не прибегайте к физическим наказаниям.
-          Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов ,,мести,,.
  
                                          Лечение агрессивности
  Для лечения агрессивности годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка такого типа одно лишь ласковое слова может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка ,,испорченным,,. Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, непринятие ребенка. Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет очень трудным.
  От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, а часто и страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас. 





Комментариев нет:

Отправить комментарий