Подростковый возраст — стадия онтогенетического
развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая
характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и
вхождением во взрослую жизнь. В этот период индивид имеет повышенную
возбудимость, импульсивность, на которые накладывается, часто неосознанное,
половоевлечение. Основным лейтмотивом психического развития в подростковом
возрасте является становление нового, еще достаточно неустойчивого,
самосознания, изменениеЯ–концепции, попытки понять самого себя и свои
возможности. В этом возрасте происходит становление сложных форм
аналитико–синтетической деятельности, формирование абстрактного,
теоретическогомышления. Очень важное значение имеет возникающее у подростка
чувство принадлежности к особой „подростковой“ общности, ценности которой
являются основой для собственных нравственных оценок.
Психические особенности подросткового
возраста.
Одной из главных характеристик подросткового
возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных
учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У
него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение
ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его
пола.
Более этого, стремясь к самореализации, ребенок
начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о
будущей профессии.
Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения. Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
Анатомо-физиологические особенности.
На формирование личности в подростковый период
оказывает существенное влияние процесс полового созревания. Прежде всего, у
молодых людей отмечается бурный физический рост организма, который выражается в
изменении роста и веса, сопровождающемся изменением пропорций тела. Сначала до
«взрослых» размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности —
удлиняются руки и ноги — ив последнюю очередь туловище. Интенсивный рост
скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это
приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети
часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими.
Завершается окончательная сексуальная ориентация
подростка. Появляются вторичные половые признаки. Так, у мальчиков меняется
голос, отмечается увеличение волосяного покрова на лице. Соответствующие
изменения происходят и у девочек.
В подростковый период в связи с быстрым развитием
организма возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении
головного мозга. Поэтому для детей этого возраста характерны перепады
сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену
физического состояния и соответственно настроения. При этом ребенок может
длительное время переносить физические нагрузки, связанные с его увлечениями
(например, играть в футбол), и одновременно с этим в относительно спокойный
период времени «падать от усталости». Особенно часто это проявляется в
отношении интеллектуальных нагрузок.
Когнитивные особенности.
Развитие психических познавательных процессов
имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения
проявляются в том, что подросток решает интеллектуальные задачи значительно
легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста.
Качественные изменения прежде всего характеризуют сдвиги в структуре
мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким
образом он это делает. Поэтому наиболее существенные изменения в структуре психических
познавательных процессов наблюдаются именно в интеллектуальной сфере.
Развитие мышления. Продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями(по Пиаже это стадия формальных операций), приоритетное развитие логического мышления. В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:
Развитие мышления. Продолжает развиваться теоретическое мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями(по Пиаже это стадия формальных операций), приоритетное развитие логического мышления. В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:
·
способность оперировать гипотезами при решении
интеллектуальных задач;
·
способность анализировать абстрактные идеи,
искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях.
Развитие восприятия и памяти.
Помимо развития произвольной и опосредованной
памяти у ребенка начинается активное развитие логической памяти, которая
постепенно занимает доминирующее место в процессе запоминания учебного
материала. Замедляется развитие механической памяти. В подростковом возрасте
происходит существенный сдвиг в отношениях между памятью и другими психическими
функциями, изменяются отношения между памятью и мышлением. Исследования
показали, что в этом возрасте мышление подростков определяет особенности
функционирования памяти.
Развитие воображения. Проявляется в том, что
ребенок все чаще начинает обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают
писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества.
Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко
воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев
приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.
Развитие речи.
Основная особенность развития чтения у подростков
выражается в переходе от умения бегло, выразительно и правильно читать до
способности декламировать наизусть. Существенные изменения происходят и в развитии
монологической речи. Эти изменения заключаются в переходе от умения
пересказывать небольшое произведение или отрывок текста до способности
самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать
мысли и аргументировать их. Письменная речь улучшается в направлении от
способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную
или произвольную тему.
Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.
Активно развиваются творческие способности подростка и формируется индивидуальный стиль деятельности, который находит свое выражение в стиле мышления.
Аффективная сфера.
Младший подростковый возраст является одним из
ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка.
Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.
Переживания подростка становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни делается длительнее и устойчивее, значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличным подростку и порождает у него различные эмоции.
Для очень многих людей подростковый возраст
представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь становится
наиболее очевидным.
Для детей в подростковом возрасте характерна
легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний. Подросток лучше,
чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных
ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может
скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение. Но при
определенных обстоятельствах (конфликт с родителями, учителями, товарищами)
подросток может проявить большую импульсивность в поведении. От тяжело
переживаемой обиды он способен на такие поступки, как бегство из дома, даже
попытка самоубийства (Якобсон П. М., 1976).
Огромное значение в этом возрасте приобретает
общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и
связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только
появления новых интересов, но и становления норм поведения. Это связано с тем,
что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям —
к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать.
В период от 11 до 19 лет происходит бурное
развитие эмоций человека.
Для подросткового возраста (от 11 до 14 лет)
характерны резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость,
импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у
детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует
перепады настроения подростков — порой от безудержного веселья к унынию и
обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем
следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в
подростковом возрасте может и не быть.
Общий рост личности подростка, расширение круга
его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками — все
это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний
подростка, таких, как сочувствие чужому горю, способность к бескорыстному
самопожертвованию и т. д.
Подростки испытывают трудности, общаясь с
родителями, часто конфликтуют с ними. Желание снять эмоциональную зависимость
от родителей больше выражено у мальчиков, чем у девочек.
При неблагоприятных условиях формирования
личности школьника (тяжелая обстановка в семье, конфликты с родителями,
неудовлетворительные отношения с товарищами, повышенная самооценка, недостатки
учебно-воспитательного процесса в школе и т. д.) в этом возрасте может
наблюдаться рост асоциальных чувств. Важным моментом, вызывающим появление
обиды, озлобленности подростка, которые могут выразиться в его агрессивной
эмоциональной реакции, является пренебрежение взрослых, их недоброжелательное
отношение к его запросам, устремлениям, ко всей личности подростка.
Мотивационная сфера.
Происходят коренные преобразования в строении
мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический
характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на
основе сознательно принятого решения, многие интересы принимают характер
стойкого увлечения.
В мотивационной структуре процесса общения
происходят значимые перемены: теряют актуальность отношения с родителями,
учителями, первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками,
ярко проявляется аффилиативная потребность в принадлежности какой-нибудь
группе. Принадлежность группе позволяет удовлетворить многие потребности юного
человека. Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность
разделить со своими друзьями общие интересы и увлечения; также очень важны для
них верность, честность и отзывчивость. Соответствие группе требует от
подростков и определенной доли конформизма. Чтобы человек влился в какую-то
компанию, он должен быть похожим на других ее членов: это может быть
употребление особого жаргона или ношение одежды, отличающейся какими-то
специфическими деталями. Тех же, кто не соответствует этим параметрам, группа
лишает своего внимания.
Тенденция к поиску близких дружеских связей,
основанных на глубокой эмоциональной привязанности и общности интересов. В
определениях дружбы преобладают два мотива:
1.
требование взаимопомощи и верности;
2.
ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.
Потребность в неформальном, нерегламентированном
общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со
сверстниками. Неготовность, нежелание, неспособность родителей понять и принять
всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является,
причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим прежде
всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей
степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей.
Неудовлетворенность же в общении может стать
причиной формирования целого ряда негативных тенденций в поведении подростков,
вплоть до развития у них делинквентного (отклоняющегося, противоправного)
поведения.
Существенные преобразования происходят в
характере мотивации учебно-познавательной деятельности подростков. В средних
классах ведущими мотивами являются стремление завоевать определенное положение
в классе, добиться признания сверстников. В старших классах учеба начинает
определяться мотивами, направленными на реализацию будущего, осознание своей
жизненной перспективы и профессиональных намерений. Помимо интереса к
определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор
той или иной профессии молодым человеком зачастую определяется социальной
престижностью данной профессии, образовательным уровнем и профессией родителей,
материальным благосостоянием семьи. Большое значение имеет также предполагаемый
уровень зарплаты, хотя с возрастом наблюдается тенденция к снижению данной
зависимости.
Потребность в автономии — потребность в обретении
самостоятельности, независимости, свободы; желание принять на себя права и
обязанности взрослого человека.
Поведенческая автономия — обретение независимости
и свободы, достаточной, чтобы без внешнего руководства принимать
самостоятельные решения.
Эмоциональная автономия — избавление от детской
эмоциональной зависимости от родителей.
Одной из важнейших особенностей этого периода
является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере.
На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение
подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью
соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно
подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного
пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и
влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям.
Обнаруживаются четко выраженные гендерные
особенности мотивов сексуальной активности подростков. У парней ведущий
мотив-любопытство, у девушек- нежные чувства.
Другой особенностью мотивационной сферы
подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих
различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное
поведение.
Развитие Я-концепции.
Подростковый период очень важен в развитии
Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора
поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс
дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Подростки
с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена
на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые
умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе
общения.
Подростки с низкой самооценкой подвержены
депрессивным тенденциям.
Подростки с тенденцией к сильному завышению
самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую
направленность на общение, причем малосодержательное.
В самооценке подростка происходят следующие
преобразования.
1.
Начиная с младшего подросткового возраста к старшему
содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с
учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические
качества.
2.
В связи с увеличением критичности подростка к себе его
самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как
свои положительные, так и отрицательные качества.
3.
В самооценке становятся более выражены моральные
качества, способности и воля.
4.
Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних
оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер
самооценки подростка.
5.
Влияние родителей на самооценку снижается и повышается
влияние сверстников как референтной группы.
6.
Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности
и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс
общения.
7.
Неадекватная самооценка детерминирует делинквентное
поведение подростка.
8.
Личностная самооценка подростка значимо коррелирует с
его самооценкой невротического состояния.
Таким образом, в подростковом возрасте у молодых
людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая
система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются
способности проникновения в свой внутренний мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать
свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная
переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.
Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая
способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения
молодого человека.
Поведенческие особенности.
Поведение молодого человека в подростковый период
определяется несколькими факторами: пубертатным периодом - половым созреванием
подростка и соответствующими быстрыми изменениями, происходящими в его
организме, маргинальным периодом - социальным положением пребывание подростка
на границе между двумя социальными мирами — миром детей и миром взрослых, а
также сформировавшимися у него к этому времени индивидуальными особенностями.
Наблюдается повышенная эмоциональная реактивность, непосредственность реакций,
недостаточный рациональный контроль над внешним проявлением эмоций и
возникающих импульсов, а также более высокая, чем у взрослых, физическая
активность.
Стремление к общению со сверстниками настолько
характерно для подросткового и юношеского возраста, что получило название
подростковой реакции группирования. Наряду с очевидным полоролевым разделением
наблюдается образование смешанных подростковых и юношеских групп.
В связи с особенностями переходного возраста
меняются отношения подростков с родителями, со сверстниками, с учителями, с
противоположным полом. Это изменение значения людей в жизненном мире подростка,
как и всякий процесс обретения нового видения мира, проходит достаточно
болезненно.
Актуализируется стремление подростка к
освобождению от опеки со стороны взрослых - реакция эмансипации. Реакция
эмансипации представляет собой «стремление подростков освободиться от опеки,
контроля, покровительства старших — родных, учителей, воспитателей,
наставников, старшего поколения вообще», что в ряде случаев приводит к учащению
и углублению конфликтов с ними. Однако полной свободы подростки в
действительности не хотят, поскольку еще не готовы к ней, они хотят всего лишь
иметь право на собственный выбор, на ответственность за свои слова и поступки.
Наиболее частыми причинами семейных конфликтов
являются: выбор друзей и партнеров, частота посещений школьных вечеров и
свиданий, занятия подростка, время отхода ко сну, укоренившиеся убеждения,
выбор одежды и прически, необходимость работы по дому. Родители по-прежнему
остаются для молодых людей наиболее важной референтной группой и теми людьми, к
которым подростки предпочли бы обратиться в трудные минуты жизни. Больше всего
старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков.
Общение в кругу сверстников выполняет ряд
специфических функций:
·
Во-первых, оно представляет собой канал той
информации, которую не сообщают взрослые (например, по вопросам пола).
·
Во-вторых, общение со сверстниками способствует
отработке навыков социального взаимодействия.
·
В-третьих, общение дает подростку возможность
пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой
принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не
только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и
эмоционального комфорта.
Конфликты с ровесниками в основном являются
проявлением борьбы: у мальчиков — за лидерство, за успехи в физической или
интеллектуальной областях или за чью-то дружбу, у девочек — за представителя
противоположного пола.
В связи с половым созреванием у молодых людей
появляется влечение к противоположному полу, которое у юношей и девушек
проявляется качественно по-разному. Девушки больше стремятся к любви, нежности,
уважению и безопасности. Они склонны к более длительным отношениям, и
сексуальность для них является составляющей общих доверительных отношений с
партнером.
Юноши более склонны к получению непосредственного
сексуального опыта и стремятся к более частым половым сношениям.
Стремление молодых людей к познанию мира, своих
возможностей, их желание самореализоваться в подростковом возрасте проявляются
также в так называемой реакции увлечения, или хобби-реакции.
Выделяют следующие типы увлечений подростков:
·
интеллектуально-эстетические, основной характеристикой
которых является глубокий интерес подростка к любимому делу — музыке,
рисованию, древней истории, электронике, разведению цветов и т. д., сюда же
относится изобретательство и конструирование;
·
телесно-мануальные — связаны с намерением
молодого человека развить силу, выносливость, ловкость и вообще моторную
искусность в различных сферах;
·
лидерские увлечения — поиск ситуаций, где можно
руководить, организовывать, направлять других;
·
накопительские увлечения представляют собой
коллекционирование во всех видах;
·
эгоцентрические — любые занятия, внешняя сторона
которых позволяет подростку оказаться в центре внимания. Например,
художественная самодеятельность, увлечение модной одеждой, а также любые модные
занятия;
·
азартные увлечения — картежные игры, ставки и
пари на деньги, лотереи и разнообразные лото;
·
информативно-коммуникативные увлечения связаны с
повышенной жаждой общения, «тусовок», где можно получить легкую информацию, не
требующую критической переработки.
Тип увлечения напрямую связан с типом личности
подростка и является одним из его диагностических признаков.
Ведущими факторами развития в этом возрасте
становятся общение со сверстниками и проявление индивидуальных особенностей
личности.
Социальная ситуация развития – переход от
зависимого детства к самостоятельной ответственной взрослости. Промежуточное
положение между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
Центральное новообразование – «чувство взрослости».
Комментариев нет:
Отправить комментарий